Зуек Людмила Владимировна, педагог-психолог МДОУ «Тельмановский ясли-сад «Катюша» пгт Тельманово, ул. Первомайская, д.134-«А»
Игры-занятия для развития воображения у детей младшего дошкольного возраста
«Планета
Детства»
2021
год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВО
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-4 ребенка)
Тема: « Интеллект-тренажер «ТЕРЕМОК» (азбука воображения)
Цель:
развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных
действий
Задачи приоритетной образовательной
области «Познавательное развитие»:
·
обогащать сенсомоторные действия,
сенсорный опыт;
·
формировать навыки знаково- символической
деятельности;
·
упражнять в «считывании» и
воссоздании объектов воображения;
·
стимулировать желание
решить мыслительную задачу;
·
развивать воображение, фантазию;
·
способствовать формированию элементов
будущего наглядно-схематического и абстрактного мышления;
·
воспитывать любознательность,
формировать познавательную мотивацию
Задачи образовательных областей в интеграции:
·
расширить активный словарь ;
·
способствовать снижению агрессивности,
психоэмоционального напряжения;
·
воспитывать интерес детей к народному
творчеству на образцах и примерах положительного опыта эмоционального и
игрового воздействия;
Предпосылки учебной деятельности:
·
развивать умение воспринимать словесную,
жестовую инструкцию, ориентироваться на нее;
·
повышать интерес к мыслительной деятельности;
·
формировать умение действовать, согласно
образцу;
·
развивать умение самостоятельно определять пути решения дидактической задачи
Оборудование для педагога: ленточный
или лепестковый (круговой) тренажер с ДМ, РМ с указателями(картинками),
Солнышко-ведрышко (объемное пособие), лягушка-рюкзачок, игрушки Медведя, Зайца,
Лисички, колокольчик, запись «Песни дельфинов».
Оборудование
для детей: дидактический материал к играм и упражнениям (см. далее),
цветные лоскутки.
Игра-занятие
1.
Этапы |
Деятельность
педагога |
Деятельность
детей |
Ожидаемый
результат |
Вводный (мотивационный) |
Организационный момент - Давайте заглянем в наше
«Солнышко-Ведрышко» и достанем новые приветики для каждого из вас. Это герои
сказки «Теремок». Они придумали вам «солнечные» имена.
|
-Каждый ребенок получает приветствие – «поглаживание» от персонажа
сказки (Голубка, Цветочек, Облачко, Лепесточек, Дождик, Веснушка, Улыбка, Котенок, Ягодка, Мотылек и т. п.) |
Положительный эмоциональный настрой.
Активизация внимания. |
Основной (деятельностный)
Тренажеры ( задача и материал) |
- Солнышко-ведрышко зашло ко мне
первым и приготовило вам сказочный тренажер
– «Теремок». Он занял всю эту комнату.
|
Рассаматривают. |
Повышение интереса к предстоящей деятельности. |
«Облака» Задача:
учить детей усматривать в слабо оформленном материале образы предметов. Материал: набор из 7 карточек с аппликацией облаков
разной формы, микрофон |
-Нас встречают Облака. Педагог- психолог обращает внимание на аппликации с облаками
(на мольберте). -Выберите любое облако и скажите в
микрофон: на что оно похоже, на какое животное из сказки Теремок? |
- Это похоже на мышку, медведя, лягушку, кошку, зайца
волка, мордочку лисы…. |
Понимание и восприятие сказочных образов в размытом изображении. Формирование диалога. |
«Огород.
Вкусности для зайца и медведя» Задача:
учить использовать заместители предметов. Материал:
6 игровых карт-«огородов» из 4 частей (в
каждой сочетания зеленых и желтых
кружков разное: вверху-внизу по 2; слева-справа; вперемешку:
вверху-желтый и зеленый, внизу- две желтых и др. варианты) набор плоскостных «огурчиков» и «репок») |
-Очень хочется побаловать Медведя и
Зайца из сказки вкусностями, посадить огород.
Предлагает каждому по 2-3 карты
сразу. Накройте все зеленые круги «огурчиками», а желтые – «репками». Усложнение: - А теперь, наоборот, желтые круги
накройте зелеными «огурчиками», а зеленые- «репками».
|
Накрывают фигурки нужными вкусностями.
Выполняют задание по новой словесной
инструкции |
Самостоятельная деятельность.
Использование заместителей предметов,
развитие воображения.
Развитие мыслительных операций.
Понимание и использование словесной инструкции.
|
«Загадки» Задача: учить детей сопоставлять
метафорическое описание с графической формой Материал:
6 загадок о животных, 6 карточек-«крышек»,
игровые карты с «отгадками». |
-Тренажер «Загадки» любит удивлять. Но
вы тоже можете его удивить: я буду доставать из Лягушки загадки, вы –
накрывать отгадки «крышками». Теперь вы доставайте, а я отгадаю.
Педагог допускает ошибки |
Дети
выполняют.
Исправляют. |
Повышение интереса к интеллектуальной
деятельности. Активизация умственной деятельности.
Формирование практических навыков
работы с дидактическим материалом. Активизация внимания. |
Физминутка |
-
Последняя отгадка (Заяц) дарит вам
физминутку : «Зайкина зарядка» -Всем
привет, я –зайка серый, лежать на полке надоело! За руки беритесь, в кружочек
становитесь. Поднимаем руки вверх-помашем ими дружно. Теперь потопать
ножками очень громко нужно, Вправо, влево наклонись, А теперь
перевернись, Сядь и встань, Похлопай и на место топай! (показать
на сектор)
|
Выполняют, согласно речевому сопровождению. |
Физическая активность.
Позитивный эмоциональный настрой. |
Задача: формировать
умение замещать персонажи сказки другими предметами -заместителями Материал: Меховый мячик,
зеленая варежка, апельсин, кружка керамическая, бусы, катушка с серыми нитками, например |
Звенит колокольчик (по традиции –
приглашение выложить эпизод сказки
с заместителями) - Настал час выложить сказку
«Теремок» с помощью предметов-заместит елей.
Релаксация.
«Новый «Теремок» на берегу океана» : -Зверушки построили новый домик на
берегу океана. К домику приплыли дельфины. Давайте
послушаем, как они «разговаривают» с
помощью звуков. -Дельфины попросили выслушать ЛИСИЧКУ.
|
Дети самостоятельно выкладывают
последний эпизод сказки с помощью
предметов-заместителей
Дети ложатся в произвольных позах,
закрывают глаза, слушают «разговор» дельфинов (в записи)
|
Реагирование на условный сигнал
(ритуал)
Активизация воображения.
Самостоятельное применение полученных
ранее знаний и умений.
Активизация воображения.
Усиление процесса расслабления воображаемыми образами, событиями и
действиями.
Активизация внимания и интереса. |
Заключительный
(рефлексивный) |
-Сейчас Лисичка вспомнит себя в нескольких сказках, а вы узнаете «Теремок»
и помашите мне рукой. Лисичка: - Он от дедушки ушел… -
Выгляни в окошко, дам тебе горошка! - Я-Лисичка-сестричка….
-Поймайте
улыбку в ладошку и донесите ее в группу, подарите воспитателю, положите в шкафчик
для мамы, папы. |
Дети угадывают и машут рукой.
Ловят улыбку, несут, дарят, «кладут» в
шкафчик |
Эмоциональная отзывчивость на приглашение закрепить представления о персонажах сказки.
Готовность поделиться положительными эмоциями
после интеллектуальной деятельности. |
Игра-занятие 2.
Оборудование для педагога:
ленточный или лепестковый (круговой)тренажер с ДМ, РМ с
указателями(картинками), игрушки Клоунов,
колокольчик, набор картинок
«Делай, как я», танцевальная музыка.
Оборудование
для детей: дидактический материал к играм и упражнениям (см. далее),
цветные лоскутки.
Этапы |
Деятельность
педагога |
Деятельность
детей |
Ожидаемые результаты |
Вводный (мотивационный)
|
Организационный
момент (эмоциональные качели у зеркала с
клоунами «Грустиком» и «Веселунчиком»).
Приветствие ладошками. - Сегодня клоуны потеряли башмачок в траве. Покажите, что делает «Грустик»? - А теперь покажите,
что делает «Весельчак»? Почему?
- Давайте все вместе
попрыгаем на одной ножке, развеселим « Грустика» |
-Плачет(изображают) - Радуется, смеется. - Ему купят же новые
башмачки. - Ему нравится
прыгать на одной ножке.
Выполняют. |
Активизация внимания.
Использование
вербальных и невербальных средств общения.
Самостоятель- ное изображение
противополож- ных эмоций.
Готовность помочь другому. |
Основной
(деятельностный)
Тренажеры
(задачи,
материал) |
Клоуны приглашают вас на тренажер. |
|
Повышение интереса. |
Чей
бантик? Задача:
учить ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов. Материал:
набор бантиков разных цветов (с учетом двух цветов для зайчика и оттеночных
цветов), набор картинок с животными, карты
с секторами для картинок и бантиков.
|
- Какого цвета
бантики? - Как зовут
персонажей сказки «Теремок»? - Попробуйте подарить
каждому из них бантик цвета их шубки (на картах, под рисунком) Усложнение: - «подарить» бантики нужных дополнительных оттенков |
Дети определяют и дарят» -закрывают сектора под
нужными картинками
То же |
Самостоятельная
знаково- символическая деятельность.
Использование дополнительных
сенсорных эталонов. |
Чей
домик? Задача: учить ориентироваться на символы, не
имеющие сходства с обозначенными объектами Материал:
6 карточек в форме домиков. На лицевой стороне нарисован какой-нибудь значок,
а на обороте – животное из сказки. На каждого ребенка - карта с шифрами. |
- Подарки выбраны, теперь нужно найти нужный домик. - Посмотрите
внимательно на каждое животное и значок
под ним. Это шифры. - Выбираете домик, на
нем будет значок, шифр, например,
лисички-сестрички, значит, в этом домике …кто живет?
|
Переходят к
тренажеру. По мере
рассматривания домиков со стороны значков, дети определяют с
помощью шифра и называют их обитателей (или показывают, или прикладывают нужную картинку с изображением животного). |
Активизация мыслительных
операций.
Самостоятель- ная деятельность.
Использование
элементов самоконтроля (проверки правильности решения задачи)
|
Помоги
кошечке Задача: учить детей
организовывать деятельность, руководствуясь условными обозначениями. Материал:
силуэт плоскостной кошки (по количеству детей), картинки с предметами,
мебелью; условные обозначения комнат в «Теремке».
|
- В гости к нашим
героям пришла веселая кошечка(показывает).
- На столе у вас
условные знаки, которые помогут узнать вам название комнат в Теремке
(ванная, столовая, спальня, гостиная, кладовая). - Я буду показывать
поочередно предметы, вещи, мебель, а вы помогаете кошечке найти нужную
комнату.
|
- Дети,
руководствуясь условными обозначениями, перемещают кошечек в нужную комнату. |
Организован- ная деятельность,
согласно условным обозначениям
|
|
Физпауза
«Делай так». -
В благодарность, кошечка нарисовала вам
веселую зарядку. -Я буду показывать
картинки, а вы будете делать так же (переводить
графический знак в язык движений). См. Приложение -презентацию |
Выполняют движения в
соответствии с изображением движения. |
Физическая активность.
Положитель - ный эмоциональ- ный настрой. |
Собери картинку с героем сказки «Теремок» Задача: учить воссоздавать целостный образ путем
добавления недостающего сегмента. Материал: картинки с
животными с недостающими сегментами. Набор сегментов. |
-Пока мы делали
упражнения, залетел ветерок и разбросал части изображений зверушек на ковре. - Найдите их в своих
мини-корзинках и восстановите картинки. Усложнение: (Добавить несколько
сегментов для каждой картинки).
|
Дети выполняют
самостоятельно.
То же |
Самостоятель- ное выполнение анализа и синтеза.
Готовность выполнять сложное упражнение. Активизация мышления,
воображения. |
Выложи
сказку «Теремок» Задача:
повысить уровень владения замещением Материал:
набор предметов-заместителей
для персонажей сказки «Теремок». |
Колокольчик (по
традиции) зовет выложить сказку «Теремок» с помощью геометрических фигур. См. Приложение-презентацию
|
Дети самостоятельно
выкладывают заключительный эпизод сказки «Теремок» |
Положитель- ные эмоции на ритуал.
Владение процессом
замещения.
|
Заключительный (рефлексивный) |
-
Какой
герой сказки нравится больше всего? Представьте его
лоскутиком (мышка-серый и т.п.)
Психогимнастика
«Я и мой друг». -У меня есть новый
друг. Он из сказки, но такой же, как и я: ножки-лапки, ручки-лапки,
голова-мордочка, глазки- «алмазки», ушки «на макушке». У него: хвостик, шубка, у меня-штанишки,
рубашечка. Вместе мы танцуем, думаем обо всем на свете: о маме, дружбе, об
улыбке, солнышке и хороших делах…. |
Дети выбирают себе
цветной лоскутик – заменитель персонажа сказки, называя героя и
аргументируя выбор лоскутика
определенного цвета.
Рассматривают
лоскутики.
Произвольно начинают
танцевать с ним под тихую музыку. |
Эмоциональная
отзывчивость на совместную деятельность.
Позитивный
эмоциональный настрой. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В. и др.- ГОУДПО «Донецкий РИДПО». Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность». - Донецк. Истоки, 2018 г.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Лесенка к успеху» МДОУ «Тельмановский ясли-сад типа «Катюша». - Тельманово, 2020 г.
3. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении. Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.78-80.
4. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно-развивающие занятия. – В.-2017.
5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. - 144 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий